Советы / Какую госполитику в сфере теплоснабжения разрабатывают в Минрегионе
Сегодня, 07:36
Просмотров: …
Население может получить: абонплату за отопление и горячую воду, монетизацию субсидий, пеню за несвоевременность оплаты. Взамен обещают повышение качества предоставления услуг
Значительная часть украинских потребителей тепловой энергии сконцентрирована в компактных районах. Фото: expres.ua
В январе Минрегион представил разработанную им Концепцию реализации государственной политики в сфере теплоснабжения, рассчитанную до 2035 г. Она предполагает глубокое реформирование системы теплообеспечения страны.
Проблема, которая требует решения
В Украине процент потребителей, охваченных системой централизованного теплоснабжения, является довольно высоким. Это объясняется тем, что, в отличие от стран Западной Европы, значительная часть украинских потребителей тепловой энергии сконцентрирована в компактных районах, в многоквартирных домах, значительные объемы тепловой энергии потребляются промышленными предприятиями.
Теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) страны обогревают 25 городов. Большинство из них были введены в действие в 1950-1980 гг. С тех пор существенно изменились не только технологии производства, но и спрос на тепловую энергию в регионах их размещения. За исключением относительно новых ТЭЦ Киева и Харькова, на большинстве других основное оборудование устарело.
Тепловые электростанции (ТЭС), которые вместе с производством электроэнергии поставляют тепло, также нуждаются в модернизации. На сегодня 92% их энергоблоков отработали свой расчетный ресурс (100 тыс. часов), а 64% превысили признанную в мировой энергетической практике границу предельного ресурса и физического износа (соответственно 170 тыс. и 200 тыс. часов).
На предприятиях коммунальной теплоэнергетики (КТЭ) 60% котельных отработали свой нормативный срок, а на 38% котельных эксплуатируются устаревшие котлы с низким КПД. Почти 40% тепловых пунктов находятся в аварийном состоянии, что приводит к постоянным перебоям в системе горячего водоснабжения и перерасходу ресурсов.
Тепловые сети в основном сильно изношены, 16% их общей протяженности находятся в аварийном состоянии.
Схемы теплоснабжения городов и других населенных пунктов разрабатываются без учета или при отсутствии схем территориального развития и генеральных планов застройки. Это не позволяет обеспечить оптимальное развитие системы теплоснабжения на основе сочетания централизованного и автономного теплоснабжения.
По мнению авторов Концепции, стратегический подход к реформированию системы, состоит из трех компонентов:
— пересмотр порядка тарифообразования. Несмотря на повышение цен на природный газ для предприятий ТКЭ и, соответственно, повышение в прошлом году тарифов на услуги централизованного отопления, остаются капитальные и операционные расходы предприятий, которые не покрываются тарифом. Так не учитываются, например, расходы, связанные с обслуживанием кредита, взятого в международных финансовых организациях на реализацию инвестиционных проектов. Кроме того, отсутствует отлаженный механизм корректировки тарифов в случае повышения операционных расходов, что удерживает тариф ниже необходимого уровня в условиях повышения цен на энергоресурсы, роста минимальной заработной платы и т.п.;
— корректировка системы расчетов между субъектами рынка. Нынешняя система является разбалансированной вследствие несогласованности предельных сроков расчетов за природный газ и услуги по централизованному отоплению, существующей системы клиринговых расчетов и отсутствия стимулов к своевременной оплате услуги потребителями. Вследствие имеющихся долгов за поставки энергоресурсов имеют место случаи блокировки счетов предприятий КТЭ, что делает невозможным своевременное обслуживание кредитов;
— изменение системы предоставления субсидий. В существующей системе четко не определена ответственность за несвоевременную или неполную уплату за предоставленные услуги между потребителем и государством в лице многочисленных органов, участвующих в расчетах; нет контроля за начисленной и фактически полученной суммой субсидии; система благосклонна к взаимозачетам, что отрицательно отражается на проведении расчетов и ответственности за правильность определения суммы платежа.
Сроки реализации
Реализация Концепции предусмотрена в период до 2035 г. и состоит из трех основных этапов.
На первом (2017-2018 гг.) предполагается:
— упростить реализацию инвестиционных проектов, направленных на реконструкцию и модернизацию предприятий КТЭ;
— установить тарифы, которые полностью покрывают как капитальные, так и операционные затраты предприятий КТЭ;
— внедрить механизмы стимулирующего тарифообразования;
— стимулировать снижение потерь при производстве и транспортировке тепловой энергии;
— содействовать переходу субъектов хозяйствования на рынках поставки тепловой энергии на двухставочные тарифы (состоящие их фиксированной «абонентской» платы и платы за потребленный объем);
— определить пути развития сферы теплоснабжения по каждому региону и населенному пункту, создать дорожные карты возможного перехода населенных пунктов от системы централизованного теплоснабжения к автономному теплоснабжению или индивидуальному (поквартирному);
— перейти на расчеты денежными средствами на действующие счета со специальным режимом использования в части возмещения субъектам хозяйствования из государственного бюджета льгот и жилищных субсидий.
На втором этапе (2019-2025 гг.) предусматриваются:
— инвестиционно-инновационное развитие предприятий КТЭ при массовой термомодернизации (40-50% зданий),
— реконструкция и модернизация систем теплоснабжения, достижения среднего по Украине уровня потребления тепла в зданиях 60-80 кВт/кв.м/год;
— достижение доли использования альтернативных источников энергии в общем балансе систем теплоснабжения в 30%;
— переход на рыночные условия функционирования предприятий ТКЭ, развитие конкурентной среды в сфере теплоснабжения.
На третьем этапе (2026-2035 гг.) ожидаются:
— завершение 100% термомодернизации зданий;
— достижения среднего по стране уровня потребления тепла в зданиях 20-60 кВт/кв.м/год;
— достижения доли использования альтернативных источников энергии в 40%.
Пути и способы решения проблемы
Совершенствование законодательного и нормативно-правового обеспечения планируется осуществлять по следующим направлениям:
— принятие новых и внесение изменений в действующие нормативно-правовые акты по вопросам экономической стабилизации и развития предприятий КТЭ;
— внедрение механизмов экономического стимулирования экономного потребления энергоносителей и поощрения инвестиций в энергосбережение;
— урегулирование отношений, возникающих в связи с производством, поставкой, транспортировкой и потреблением тепловой энергии;
— установление норм потребления энергоносителей на производство и транспортировку тепловой энергии;
— установление предельных и сменных норм потребления тепловой энергии в зданиях;
— развитие объектов теплоснабжения, использующих местные и альтернативные энергоресурсы;
— переход населенных пунктов от централизованного теплоснабжения к системе автономного теплоснабжения дома или индивидуального теплоснабжения.
Средствами реализации приоритетов конкурентной и инвестиционной политики в сфере теплоснабжения могут быть следующие:
— создание организационных механизмов привлечения частного капитала по договорам аренды и концессии;
— приватизация генерирующих мощностей тепловой энергии;
— упорядочение отношений собственности;
— внедрение энергетического менеджмента на всех уровнях управления.
Введение паспортизации систем теплоснабжения города (региона) и энергетической паспортизации зданий, уточнение необходимых величин тепловых нагрузок, что будет осуществляться по следующим направлениям:
— разработка схем развития системы теплоснабжения, которая предусматривает оптимальное сочетание в пределах населенного пункта различных видов снабжения;
— осуществление мероприятий по обустройству узлов общедомового и квартирного учета и регулирования использования тепловой энергии;
— переход на систему теплоснабжения зданий путем установки индивидуальных тепловых пунктов.
Увеличение объемов услуг и расширение их ассортимента для увеличения общего объема продаж и уменьшения стоимости тепловой энергии. Для этого в южных регионах и центральных районах крупных городов, где сконцентрированы административные, торговые и другие здания, целесообразно внедрять системы комбинированного производства электроэнергии, тепла и холода.
Тарифообразование в сфере теплоснабжения будет осуществляться по следующим направлениям:
— внедрение методологии предельных тарифов и связанных с ее применением простых и гибких механизмов пересчета и изменения тарифа при изменении внешних факторов;
— совершенствование подхода к определению процента плановой прибыли;
— переход к возможному выбору участниками рынка видов тарифов;
— установление тарифов, которые покрывают как капитальные, так и операционные затраты предприятий КТЭ;
— обеспечение перехода к стимулирующему тарифообразованию;
— согласование предельных сроков расчетов потребителей за услуги и предприятий КТЭ за природный газ;
— стимулирование потребителей к своевременной оплате за потребленные услуги централизованного отопления;
— проведение поэтапной монетизации субсидий.
Другие статьи раздела "Советы"
- 18.04.2017 Новый уникальный проект бизнес-класса появится на северо-востоке Москвы
- 26.05.2017 В последние годы прослеживается тенденция к уменьшению площади квартир — Эксперт
- 22.10.2019 Стали известны повышенные тарифы на отопление на сезон 2019-2020 гг
- 23.02.2018 В Сочи сложилась уникальная ситуация на рынке нового жилья — Эксперт
- 09.08.2016 Спрос на столичные новостройки бизнес-класса вырос на 77 процентов
- 17.03.2017 Мнение: Стоимость квартир от подрядчиков вовсе не обязательно должна быть ниже цен от девелопера
- 07.02.2018 Топ-5 самых выгодных ипотечных программ в новостройках массового сегмента
- 14.11.2018 Финский концерн продолжает строительство микрорайонов в городах Щелково и Лыткарино
- 12.04.2019 КОРТРОС подтверждает доверие рынка
- 03.11.2017 Как защититься от дороги
- 13.09.2016 Пресненский район — апартаментный центр Москвы
- 08.05.2017 Выбор краски для ремонт
- 03.04.2019 В Подмосковье дорожают склады
- 31.10.2017 Разнообразие планировок — новый тренд на рынке недвижимости
- 21.09.2017 Немецкие б/у электрички в разы лучше работающих в Украине – Омелян
- 13.02.2019 С учётом принятия нового закона, появление новых проблемных объектов фактически невозможно — Эксперт