Советы / Все о доверительном управлении коммерческой недвижимостью в формате блиц
Доверительное управление коммерческой недвижимостью – это передача собственником своего актива во временное руководство сторонней организации или физическому лицу с целью получения прибыли от сдачи его в аренду. Инструмент не ограничивается поиском арендаторов и заключением с ними договоров, а предполагает долгосрочную и постоянную работу с объектом недвижимости.
- В зависимости от оператора услуги набор функций может отличаться, однако чаще всего он включает:
- Анализ рынка.
- Поиск арендаторов.
- Юридическое сопровождение сделок с объектом недвижимости.
- Контроль выполнения арендаторами своих обязательств: своевременной выплаты арендной ставки, оплаты коммунальных услуг.
- Решение конфликтных ситуаций как с арендаторами, так и с надзорными органами.
- Комплекс бытовых услуг: проведение мелкого ремонта, устранение неполадок, страхование и др.
В первую очередь, собственники коммерческой недвижимости из числа профессионалов рынка, которые не обладают временем, возможностью, иногда просто желанием, чтобы управлять собственными активами. А управление коммерческой недвижимостью – это деятельность с большим количеством нюансов, когда любое упущение может привести к финансовым потерям.
Особенно актуально доверительное управление для владельцев нескольких активов, а также для собственников, проживающих в других городах или за границей, соответственно, не имеющих физической возможности уделять должное внимание своей недвижимости.
Кроме того инструментом могут воспользоваться физические лица, не приближенные к рынку недвижимости, как следствие не обладающие знаниями, навыками, юридическим опытом для осуществления управляющих функций. Например, получившие недвижимость по наследству или просто вложившие свободные средства.
Основными плюсами доверительного управления являются: повышение инвестиционной привлекательности актива, обеспечение его сохранности, а также экономия личного времени. В целом, доверительное управление содержит весь набор преимуществ передачи каких-либо функций на аутсорсинг.
Это расходы на оплату услуги и сложность поиска надежной компании. Сейчас на российском рынке наблюдается определенный кадровый дефицит компаний, предоставляющих услуги по доверительному управлению. Если в Москве и Санкт-Петербурге предложение есть, то в регионах подобных компаний единицы.
Как правило, вознаграждение рассчитывается в форме процента от месячной прибыли, в среднем 10% по рынку. Цифра может варьироваться в зависимости от набора оказываемых услуг от 7 до 15%.
Кстати, такая форма вознаграждения во много и объясняет заинтересованность компании, осуществляющей доверительное управление. Ведь с ростом прибыльности объекта увеличивается и ее финансовая выгода.
Следует отметить, что существует два вида доверительного управления: по доверенности и по договору ДУ. Последний вариант подразумевает обязательную регистрацию взаимоотношений в органах Росреестра, что чревато для собственника дополнительными затратами на оплату пошлины.
Как показывает практика уже через 2, максимум 3 года, затраты окупаются за счет роста прибыльности актива. Это обеспечивается нивелированием нескольких групп рисков. В первую очередь, рисков экономического характера.
Прибыльность объекта недвижимости зависит не только от его характеристик (локации, площади, класса здания, этажа), но и от внешних факторов. Изменения в законодательстве, падение или рост рыночных ставок, строительство рядом неблагоприятного для бизнеса объекта и целый ряд иных факторов может существенно ударить по прибыльность объекта недвижимости. При их возникновении профессиональный управляющий оперативно примет меры, чтобы минимизировать финансовые потери.
Например, распространенной практикой является составление листа ожидания арендаторов на объекты недвижимости, которые находятся на доверительном управлении. Если текущий арендатор уходит, на его место быстро приходит новый, что сокращает время экспозиции.
Также наличие профессионального управляющего еще до заключения договора с арендатором оградит собственника от рисков юридического и репутационного характера.
Грамотный юрист со стороны арендатора может завуалировать пункты, которые на 100% играют не пользу собственника, что может стать причиной заключения договора на изначально невыгодных условиях. Либо потенциальный арендатор может оказаться недобросовестным участником рынка, уже имеющим шлейф конфликтов и судебных тяжб.
Специальные справки или разрешения собирать не придется. Необходимо представить правоустанавливающие документы на объект недвижимости, а также паспорт владельца либо учредительные документы организации, если актив принадлежит юридическому лицу.
Другие статьи раздела "Советы"
- 29.11.2017 Московские центральные диаметры затронут почти 100 столичных новостроек
- 05.10.2016 В Украине становится больше топлива из биомассы
- 14.05.2017 ЕС снял запрет на курятину из Украины
- 11.05.2017 Украинцы теряют субсидии: кого лишают льгот
- 30.10.2016 Торговое оборудование в Уфе
- 21.09.2016 S&P улучшило прогноз по ценам на нефть
- 18.07.2016 Производители алкоголя пожаловались в НАБУ на решение суда по минимальным ценам на водку
- 03.08.2017 Рынок отделки в Петербурге, вероятно, будет развиваться в сторону появления новых профессиональных подрядчиков — Эксперт
- 06.09.2016 Счета ОПЗ не заблокированы — ФГИУ
- 25.01.2017 Украинский рынок сжиженного газа стремительно растет
- 06.09.2016 В России тает резервный фонд
- 24.01.2018 Эксперт рассказал о рынке недвижимости Пушкинского района Санкт-Петербурга
- 09.08.2016 Кто найдет работу осенью: прогнозы и советы
- 15.09.2016 Гонтарева объяснила, что творится с инфляцией в Украине
- 13.02.2017 Свет могут отключать в семи областях: список
- 19.05.2017 Гройсман рассказал, когда должна начать работать Госслужба финрасследований