Советы / Создание компенсационного фонда изначально было благой идеей — Эксперт
— Создание компенсационного фонда изначально было благой идеей. На вооружение принят опыт работы Агентства по страхованию вкладов, который за последние несколько лет доказал свою эффективность. Установленная сумма отчислений в компенсационный фонд в размере 1,2%, сопоставима с отчислениями по договору страхования и стала в некотором смысле уже привычной для отрасли.
Тревогу вызывает ряд законодательных постулатов, который войдут в нашу жизнь вместе с вступлением в силу ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Напомню, закон прошел все три чтения в Государственной Думе РФ, одобрен Советом Федерации. При этом положения первоначальной редакции этого документа весьма существенно отличаются от редакции, которая была вынесена на 2 и 3 чтения и в итоге была одобрена парламентариями.
Во-первых, водится понятие «специализированный застройщик», который может привлекать денежные средства граждан только по одному разрешению на строительство. Чтобы получить второе, необходимо завершить текущий проект или получать разрешение создавая нового застройщика в группе компаний девелопера. Но многие компании реализуют проекты комплексного освоения территории или развития застроенной территории, полученный ими по результатам торгов. При этом переуступка участков невозможна. В составе таких проектов как правило несколько очередей строительства жилых домов детские сады, школы. В соответствии с новым законом застройщики должны будут построить один дом, ввести его в эксплуатацию и только затем приступать к строительству следующего. Очевидно, что в таком случае исключается параллельное строительство нескольких домов, при этом сроки строительства увеличатся в разы, затянется строительство социальных объектов, что повлечет за собой рост себестоимости строительства.
Увеличатся операционные расходы, затраты на СМР, средства девелопера, вложенные в покупку земельных участков, будут фактически заморожены. Очевидно, что в случае принятия закона в настоящей редакции такие проекты попадают в зону риска. Как пример, подпадающий под вышеописанную ситуацию – действующая в Петербурге программа реновации жилья, к которой привлечена одна компания и вовлечено большое количество участков под реновацию.
Еще одно из требований к «специализированному застройщику» – наличие по группе компаний застройщика опыта работы не менее трех лет и объема введенного жилья превышающего 10 тыс. кв. м. – на первый взгляд выглядит правильным. Но как работать допустим застройщикам Крыма, который вошел в состав РФ в 2014 году? Застройщиков, которые соответствуют таким требованиям в регионе единицы, а с вступлением закона в силу возможность появления новых застройщиков за счет местного бизнеса будет практически исключено. Это могут быть только представители других регионов.
Вызывает вопрос также новшество, касающееся строительства объектов социального назначения. В соответствии с законом, застройщик сможет потратить денежные средства только в случае если возведенный объект останется в общей долевой собственности у участников долевого строительства или будет передан в государственную или муниципальную собственность. Очевидно, что жители не смогут управлять такими объектами как школа или детский сад. Таким образом, закон склоняет застройщиков к безвозмездной передаче соцобъектов в пользу государства и застройщик, построив соцобъект, фактически не может выбирать самостоятельно заниматься его дальнейшей эксплуатацией или передавать государству. Остается только один вариант.
Законом также предусмотрен еще ряд нововведений, которые приведут к существенному зарегулированию и ужесточению правил работы отрасли. Среди них требование о наличии на счете застройщика не менее 10 процентов от плановой стоимости строительства к моменту подачи проектной декларации, требование о расчетном счете застройщика и генподрядчика в одном банке и другие.
На мой взгляд, при разработке таких законодательных инициатив более активную позицию должны занимать профильные общественные организации, которые как раз и создавались в целях представления интересов отрасли на всех уровнях. В их составе должны появиться практикующие девелоперы, а не теоретики, которые хорошо понимая все нюансы работы строительной индустрии на экспертном уровне обеспечат подготовку эффективных и работоспособных инструментов, которые позволят защитить интересы дольщиков, но при этом не приведут к излишнему зарегулированию в отрасли.
Другие статьи раздела "Советы"
- 19.03.2017 Все банки с российским госкапиталом в Украине ведут переговоры о продаже – НБУ
- 31.10.2016 Невнятная встреча ОПЕК обвалила цены на нефть
- 20.07.2016 Собственное производство стеклофибробетона открыла компания AAG
- 30.06.2017 Страсти по Стокгольму: «Газпром» затребовал 1,7 млрд долларов от «Нафтогаза»
- 13.01.2017 Объем инвестиционных сделок на российском рынке недвижимости достиг 4,2 млрд долларов в 2016 году
- 06.09.2016 Приватизацию «Турбоатома» могут запретить
- 04.08.2016 Как выглядит самый дорогой троллейбус в мире (фото)
- 26.03.2017 Системы безопасности загородного дома
- 02.02.2017 Украинские металлурги увеличили выплавку стали
- 06.04.2017 В Украине подорожал доллар и евро
- 18.07.2016 Данилюк объяснил, когда Украина получит деньги МВФ
- 18.01.2017 НКРЭКУ рассказала о своих февральских планах по тарифам на электроэнергию
- 08.09.2016 «Киевгаз» отремонтировал еще один центр обслуживания абонентов
- 07.04.2017 Проблему водообеспечения Керченского полуострова обещают решить до 2020 года
- 26.03.2017 Украина сократила добычу нефти и угля
- 08.02.2017 НБУ смягчил валютные правила для банков